Корин 
Кроссоверы, внедорожники и вездеходы 
О Толстике 
Разборка 
Экология автотранспорта 
Электромобили и будущее автотехники 
Аэромобили 
Вездеходы 
Клубы по брендам 
Автомалиновка 
Брест 
Витебск 
Гродно 
Ждановичи 
Автоаксессуары 
Автодилеры 
Автозаправки 
Автозапчасти 
Автомойки 
Автосалоны 
Автосервис 
Автохаусы 
Автошколы 
Дакар и ралли-рейды 
Серия GP2 
Формула-1 
Формула-2 
Формула-Е 
Чемпионат DTM 
Чемпионат WEC 
Изменение анкеты 
Изменение пароля 
Личные сообщения 
Мои подписки 
Мои объявления 
Мои новости 
Мои статьи 
Мои записи в личном блоге 
Мои записи в блоге фирмы 
Мои записи в автоклубах 
Мои записи в автоспорте 
Мои сообщения на форуме 
Мои комментарии 
Мои друзья 
Завершить сеанс 

Автостатьи на Автомалиновке

Последний круг Айртона Сенны

 
Айртон Сенна

Гонка с участием Айртона Сенны была моим первым впечатлением от Формулы-1. Красно-белый болид McLaren шел впереди всех - лидерство Сенны в те времена было само собой разумеющимся. Он был фантастически быстрым гонщиком. 65 поулов на квалификациях за 10 лет выступлений в Формуле-1, 41 победа и 3 чемпионских титула - вплоть до трагической гонки на Имоле 1 мая 1994 года.

Айртон да Сильва родился в Бразилии 54 года тому назад. Как многие пилоты, он пришел в гонки через картинг. В 1983 году, выступая под девичьей фамилией своей матери, Сенна победил в британской Формуле-3. Оттуда он перешел в Формулу-1, где стал любимцем публики и преемником своего заклятого врага, трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике. Один за другим, они создали славу бразильского автоспорта, которая не меркнет и по сей день.

Айртон Сенна в Монако, 1991 годВо времена Сенны гоночные трассы были узкими, болиды - быстрыми и ненадежными, а пилоты - бесстрашными. Это был самый расцвет "золотого века Формулы-1" (1980-2000), когда финансы и регламент слабо ограничивали фантазию конструкторов. Сенна застал первую турбоэру с двигателями умопомрачительной мощности, которые были рассчитаны всего на несколько быстрых квалификационных кругов по трассе. Пилотировать такой болид на узкой трассе было равнозначно подвигу. А потом, после запрета турбомоторов, появились первые электронные системы, которые помогали пилоту контролировать мощную тенику. Удивительно, но аварий с катастрофическими последствиями не было на протяжении двенадцати лет - пилоты разбивались часто, но им везло остаться в живых. Сенна отлично вписывался в это безудержное время - он пилотировал болид на грани возможного, совершал рискованные обгоны и однажды таранил Алена Проста ради чемпионского титула. Подвергая риску свою и чужие жизни, Сенна неоднократно спасал попавших с беду гонщиков - экстренные службы на трассе работали не так четко, как в наше время и жизнь пилотов зависела от их готовности помочь друг другу. Жесткий на трассе, по жизни он был мягким и обаятельным человеком. Сенна верил в Бога, жертвовал миллионы на борьбу с бедностью и завещал для этого все свое личное состояние. Его главный соперник Ален Прост, узнав про религиозность Сенны, заметил - Сенна, видимо, думает что Бог помогает ему вести машину, и поэтому пилотирует на грани безумия. Сенна и сам признавался, что его завораживает поиск пределов своих возможностей. На квалификации он мог показать нереальное даже для самого себя время, а его пилотирование в дождь считается образцом гоночной интуиции и мастерства.

Последний год Сенны в "Макларене" был не очень удачным - Honda ушла из Формулы-1, команда лишилась своего поставщика моторов и перешла на моторы Ford. По контракту "Макларен" получал моторы не самой высокой мощности, поскольку у Ford уже была своя титульная команда "Бенеттон-Форд", в которой выступал молодой Михаэль Шумахер. В следующем году Шумахеру предстояло в первый раз стать чемпионом Формулы-1, а в том 1993 году свой четвертый чемпионский титул без острой борьбы получил Ален Прост - он выступал за "Уильямс", где разработкой болида занимался очень талантливый главный конструктор Эдриан Ньюи. После окончания сезона стареющий Прост ушел из гонок. Оценив ситуацию, Сенна перешел из "Макларена" в "Уильямс".

Автодром Имола

На первых гонках 1994 года у Williams возникли проблемы - прижим оказался низким, а клиренс - слишком маленьким, машина задевала дном кочки на трассе. На управляемости болида сказался запрет активной подвески и трекшн-контроля, с которыми Williams побеждал последние годы. Сенна выиграл все три квалификации начала сезона, но не финишировал ни в одной гонке. Перед последней злосчастной гонкой на Имоле, во время свободных заездов попал в серьезную аварию протеже Сенны в Jordan Рубенс Барикелло. Днем позже, на квалификации произошла первая трагедия - погиб молодой гонщик Simtek Роланд Ратценбергер, у которого на вираже Villeneuve при скорости более 300 км/час сломалось переднее антикрыло. Эдран Ньюи вспоминает, что за день до трагедии к нему обращались из Simtek за помощью по вопросу о креплении антикрыла. Спросите своего главного конструктора - ответил Ньюи - где он? - на праздничном ужине... После гибели Ратценбергера стало понятно, что с Формулой-1 надо что-то делать. В воскресенье Сенна собрал гонщиков и они договорились создать рабочую группу по безопасности. Но, как оказалось, времени на исправление ситуации уже не было.

Эдриан НьюиВ самом начале гонки три зрителя были ранены обломками столкнувшихся на старте болидов. Гонка несколько кругов шла за пейс-каром, а после его ухода машина Сенны вела себя нестабильно. Болид сорвался с трассы в скоростном повороте Tamburello и врезался в бетонную стену. Скорость в момент удара была не самой высокой - Сенна успел сбросить ее на 100 км/ч, поэтому столкновение могло закончиться благополучно. Но в то время бетонные стены автодромов еще не закрывали отработанными покрышками для амортизации ударов - отлетевший от жесткого столкновения кусок подвески пробил шлем гонщика и Сенна умер на месте. Его потом отправили в госпиталь - как говорят, для того, чтобы не прерывать гонку известием от гибели пилота - и уже там объявили о кончине. Причину аварии так и не удалось выяснить, потому что болид от удара развалился на части. Были версии о поломке рулевой колонки, медленном проколе или недостаточном прогреве шин из-за контакта днища болида с трассой, но ни одна из них не признана окончательной.

После двойной резонансной трагедии Формулу-1 хотели запретить. Эдриан Ньюи и другие руководители Williams попали под суд, как возможные виновники аварии. Через много лет они были оправданы, т.к. не были найдены доказательства явной конструкторской ошибки. Но из рассказов Эдриана Ньюи можно понять, что он до сих пытается разобраться в причинах произошедшего, чувствуя себя ответственным за гибель обоих пилотов.

Сейчас в Формуле-1 многое изменилось. На трассе в Имоле появились дополнительные шиканы, чтобы гонщики не могли развивать высокую скорость в наиболее опасных местах. Но сейчас она, как и некоторые другие старые трассы, уже не применяется в "королевских гонках". Для Формулы-1 построены новые трассы с огромными зонами безопасности, называемые в честь их проектировщика Германа Тильке "тилькодромами". Безопасность пилотов перестала быть делом конструкторов болидов - теперь болиды должны соответствовать множеству регламентных требований, которые непрерывно ужесточаются. А перед соревнованиями гоночная техника проходит строгие краш-тесты. Налажена организация срочной медицинской помощи на трассе, каждая авария или травма становится предметом обязательного разбирательства, сопровождается высокими штрафами для виновных и дополнениями в регламенте. Гонки Формулы-1 не стали полностью безопасными - они такими и не могут быть - но пилоты больше не подвергаются неоправданному риску. Сегодня вспоминают последних гонщиков, разбившихся на "королевских гонках" - Айртона Сенну и Роланда Ратценбергера, помянем и мы их души.

Все статьи про Формулу-1

Автор: Богдан Котт
01.05.2014




Другие статьи на Автомалиновке

Мир Формулы-1: этап чемпионата 2017 года в Мехико (готовится)
24.10.2017
 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Fiat Ford Honda Hyundai Infiniti Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Opel Peugeot Pirelli Porsche Red Bull Renault Skoda Suzuki Toro Rosso Toyota UAZ Volkswagen Volvo Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн ВАЗ Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Малайзия Марко Виттман Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Буэми Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука УАЗ Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Херес Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автобус автогонки автоспорт аэромобиль внедорожник вуди гибрид кабриолет кроссовер летающая машина летающий автомобиль летающий мотоцикл мотоцикл пикап полезные советы ралли родстер ситикар спорткар суперкар топливные элементы трансляция шины экология электромобиль

Купить авто

Последние сообщения в форумах
Согласен. Но мне хочется, чтобы все в моей машине
23.10.2017 08:59 Nikitin
Тюнинг - не самое главное. Но, если есть деньги
23.10.2017 08:55 Олег Силин
Просто мне посоветовали именно гидравлический
23.10.2017 08:49 Novikov
Первое, что скажу - домкрат должен быть в любом
23.10.2017 08:42 Gulyaev
Где бы вы посоветовали купить аксессуары для
23.10.2017 08:34 Nikitin