Ivanko 
Автомобили будущего сегодня 
Корин 
Кроссоверы и внедорожники 
О Толстике 
Разборка 
Экология транспорта 
Аэромобили 
Вездеходы 
Клубы по брендам 
Автомалиновка 
Брест 
Витебск 
Гродно 
Ждановичи 
Автоаксессуары 
Автодилеры 
Автозаправки 
Автозапчасти 
Автомойки 
Автосайты 
Автосалоны 
Автосервис 
Автохаусы 
Автошколы 
Американские гонки 
Дакар и ралли-рейды 
Формула-1 
Формула-2 
Формула-Е 
Чемпионат WEC 
Экстрим Е 
Изменение анкеты 
Изменение пароля 
Личные сообщения 
Мои подписки 
Мои объявления 
Мои новости 
Мои статьи 
Мои записи в личном блоге 
Мои записи в блоге фирмы 
Мои записи в автоклубах 
Мои записи в автоспорте 
Мои сообщения на форуме 
Мои комментарии 
Мои друзья 
Завершить сеанс 

Автостатьи на Автомалиновке

Электромобили большие и маленькие

 
Проект дизель-троллейвоза БелАЗ-7530Е
Проект дизель-троллейвоза БелАЗ-7530Е

Повсеместный перевод колесного транспорта на электрическую тягу становится основным трендом будущего десятилетия и охватывает технику самого различного масштаба. О самых маленьких электромобилях мы подробно написали в статье про электрокар Zetta, а теперь речь пойдет об самых больших автомобилях - карьерных самосвалах.

Электрическая трансмиссия

Большегрузные карьерные самосвалы являются пионерами в области применения электротяги. Произошло это вовсе не от стремления улучшить экологию в карьере, а по чисто техническим причинам. Применяемая в данной технике гидротрансмиссия имеет проблемы масштабирования мощности. По мере увеличения грузоподъемности самосвалов страдает надежность конструкции гидротрансмиссии и снижается эффективность ее работы. Из-за этого большегрузные самосвалы стали делать с электрической трансмиссией - по схеме с электромоторами на колесах и мощными генераторами, подключенными к дизельному двигателю. БелАЗ, являющийся мировым лидером по производству большегрузных карьерных самосвалов применяет электротрансмиссию, начиная с грузоподъемности в 90 тонн.

По КПД электрическая трансмиссии уступает механической, поскольку в ней присутствуют лишние преобразования энергии. Но в карьерных самосвалах особо большой грузоподъемности она является безальтернативным решением. Один из решающих факторов - это проблема торможения на затяжных спусках, которая в электрической трансмиссии делается в генераторном режиме путем рассеивания энергии на оснащенных вентиляторами балластных резисторах. Обычные гидравлические тормоза в таких условиях закипают через полкилометра, а электрические - справляются.

Рекуперация энергии в суперконденсаторах

Батарея суперконденсаторов
Батарея суперконденсаторов

Еще в 2003 году в Институте горного дела на Урале предложили использовать в карьерных самосвалах БелАЗ рекуперативное торможение на суперконденсаторах.

Движение самосвала с грузом при подъеме из карьера осуществляется за счет основного дизельного мотора, а движение на горизонте и маневрирование при погрузке-разгрузке - за счет энергии, запасенной в суперконденаторах. Зарядка суперконденсаторов выполняется при спуске порожнего самосвала в карьер.

Сохранение энергии торможения в конденсаторах, масса которых составляет всего 1.5% от массы самосвала, позволяет обеспечить полукилометровый пробег с выключенным дизельным мотором - это экономит ресурс силовой установки и позволяет снизить расход дизельного топлива в типичных условия использования на 10%. Срок службы батареи суперконденсаторов составляет 15 лет.

Применение суперконденсаторов ограничивается их небольшой емкостью, что не позволяет отказаться от использования мощного дизельного мотора - который остается основным источником энергии.

Проекты дизель-троллейвоза и электросамосвалов БелАЗ

C 2018 года на БелАЗе возобновилась программа создания дизель-троллейвозов - карьерных самосвалов, которые в дополнение к дизельному мотору использующих дополнительный внешний источник электроэнергии. Съем энергии выполняется пантографами, как на троллейбусе. Проект экспериментального дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 тонн позволяет снизить расход солярки на 80% и вдвое увеличить скорость подъема с грузом. Дизельный двигатель малой мощности при этом применяется для маневрирования в зонах погрузки-выгрузки и на спуске.

Следующим логическим шагом является являет отказ от дизель-генератора в пользу аккумуляторных батарей. Окончательный перевод на электротягу прорабатывается совместно с производителем Li-Ion аккумуляторов - российским "Лиотехом". Модернизации будет заключаться замене дизельного двигателя на блоки аккумуляторных батарей, замене силовых шкафов, управления и доработке программного обеспечения. Ей подвергнутся самосвалы с электрической трансмиссией грузоподъемностью 90 тонн и более - это будут самые тяжелые в мире электромобили! Помимо электросамосвалов c нулевыми выбросами, на электротягу будут переводиться подземные погрузочно-доставочные машины, приспособленные для работы в условиях закрытых разработок.

Экономическая сторона перевода на электротягу

Электросамосвал eDumper
Электросамосвал eDumper

Чувствительным вопросом является экономическая сторона использования электросамосвалов. С одной стороны, аккумуляторы позволяют запасать энергию торможения, которая сейчас впустую сбрасывается в балластных резисторах. Материал на эту тему с обсуждением швейцарского электросамосвала eDumper на базе Komatsu только что появился на Автомалиновке. А с другой стороны, аккумуляторы увеличивают вес карьерного самосвала на несколько тонн и стоят дорого. Важные инженерно-коммерческие аспекты перевода самосвалов на электротягу подробно обсуждаются в интересной статье НПФ Вектор.

Так появится ли у нас огромные электрические самосвалы? Интерес к электрической карьерной технике растет во всем мире, многое будет зависеть от характеристик аккумуляторных батарей - увеличения их удельной емкости скорости зарядки и долговечности, а также снижения издержек производства. Многое, но не все. Эффективность электромобилей зависит от применяемых в них технических решений, который могут быть более или менее консервативными. В этом смысле интересно, что предлагаемые инновации подобны как в больших машинах БелАЗ, так и в маленьких городских электромобильчиках Zetta, со ссылки на обсуждение которых мы начинали эту статью. От великого до малого - один шаг... И везде ключевым вопросом становится энергетическая эффективность электрической техники в сравнении с техникой, основанной на традиционном ДВС.

Автор: sergio99
sergio99
09.09.2019
Подписаться на видеоканал Автомалиновки



Новости про БелАЗ на Автомалиновке

  Статьи про БелАЗ на Автомалиновке

не найдены


Другие статьи на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Ford Honda Hyundai Iveco Jeep Kia Lada Mazda Mercedes Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Pirelli Red Bull Renault Skoda Suzuki Toyota Volkswagen Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн Валттери Боттас Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Льюис Хэмилтон Мельбурн Монако Монца Нико Росберг Остин Себастьян Феттель Сильверстоун Сочи Спа Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Хунгароринг Шпильберг авто б/у автобус автогонки автодом автоспорт аэромобиль внедорожник гибрид кабриолет космический корабль космос кроссовер летающая машина летающий автомобиль маз пикап ракета ралли ситикар трансляция трансформер шины экология электромобиль



Купить авто

Последние сообщения в форумах
Промышленные инфракрасные нагреватели от
27.07.2021 14:05 Valina
После переезда покупали бытовую технику в
26.07.2021 09:35 Анна Левкович
Аэрофотосъемка в Минске
25.07.2021 11:20 Valina
Здесь выбирали ботинки рабочие, недорогая
25.07.2021 10:02 tola89765
ПРОВЕРКА «ГАРАНТИИ НАЛИЧИЯ». ПРОДАВЕЦ –
24.07.2021 01:11 Zzap