Наш традиционный январский обзор авторынков мы начинаем с материалов, которые были недавно предоставлены автомобильной ассоциацией БАА. Посмотрим, что изменилось на авторынке РБ в сравнении с 2019-м годом - Итоги 2019 года на авторынке Беларуси.
Объем продаж в 2020 году вернулся к уровню 2018 года
За весь 2020 год участниками БАА было продано 52 тысячи 768 новых автомобилей. Падение авторынка по сравнению с показателями 2019 года составило 18.2%. Отметим, что стабильная вторая половина 2020 года дала большее сокращение, чем кризисная первая половина 2020 года на авторынке Беларуси, когда падение авторынка составило всего около 13%. А по динамике второй половины 2020 года на авторынке Беларуси мы ожидали падение рынка на 20%, т.е. в ноябре-декабре авторынок часть падения отыграл.
Для сравнения - российский рынок по данным - Итоги 2020 года на автомобильном рынке России снизился на 9.1%, немецкий, наименее кризисный в Западной Европе - на 19.1%, мировой авторынок - на 14%. Так что показатели Беларуси находятся вполне в общем тренде. В 2020 году авторынок РБ снизился по данным - Автомобильный рынок Беларуси в 2018 году до уровня 2018 года, когда на нем произошел взрывной полуторный рост.
Топ-10 брендов на авторынке РБ 2020 года
2020 год вывел в топ авторынка Беларуси два самых популярных бренда. Это Lada - 10342 автомобиля, падение на 36% и Geely - 9200 автомобилей, рост 33%! Кроссоверы местной сборки стремительно движутся к первому месту по популярности, догоняя бюджетные российские автомобили. А с учетом намерений Groupe Renault сделать "Ладу" 100% иномаркой вполне понятно, где будут автомобили Lada в 20-е годы XXI века - среди остальных иномарок.
Заметим, что "остальные иномарки" на рынке РБ выглядят депрессивно. Renault (всего 6892 автомобиля, падение на 42%), Volkswagen (5538 автомобилей, падение на 30%), Kia (3742 автомобиля, падение на 7%), Skoda (3682 автомобиля, падение на 4%). Чешский бренд в 2020 году обновил Рапид - Обновленный Skoda Rapid в Беларуси - комплектации и цены
и выпустил новую Шкоду Октавию, что помогло ему удержать продажи почти на прежнем уровне.
На фоне общего унылого падения ведущих европейских брендов вновь вырос ГАЗ - 3397 единиц коммерческой техники при росте 29%. Hyundai на нулях - 3172 штуки, почти как год назад. В топ-10 вернулась Toyota - 1090 штук при росте 31%. А также в статистике БАА появился УАЗ, которого там раньше не было - 1053 автомобиля.
Вот и все топ-10 брендов на авторынке Беларуси 2020 года. А теперь посмотрим на популярные модели автомобилей.
Первые 12 моделей на авторынке РБ 2020 года
Кроссовер Geely Coolray
Три самых популярных автомобиля, как и в прошлом году: стильная Lada Vesta - 4632, скромный Volkswagen Polo - 4214 и классический кроссовер Geely Atlas - 3236.
Мы надеемся, что хотя бы "Ладу Весту", которая производится в Ижевске, французы оставят роccийским автомобилем, потому их собственная автотехника утрачивает свою популярность.
Вторая тройка рейтинга - хэтчбек Kia Rio - 2964, кросс-седан Renault Logan Stepway - 2506 и кроссовер Geely Emgrand X7 - 2220.
Наконец, бюджетный лифтбек Skoda Rapid - 2069, бюджетный седан Lada Granta - 1969 и современный кроссовер Geely Coolray - 1901. Этот выскотехнологичный автомобиль в России (Кроссовер Geely Coolray - новый лидер на авторынке России) стал бестселлером марки - он раскупается там в 7 раз быстрее, чем в Беларуси! Замыкают дюжину универсал-трудяга Lada Largus - 1734, седан Geely Emgrand 7 - 1683 и кросс-хэтчбек Renault Sandero Stepway - 1443.
Таковы итоги 2020 года на авторынке Беларуси. Мы не ожидаем рост рынка уже в 2021 году, для чего пока нет предпосылок - но на нем будет происходить важные структурные изменения. Это, прежде всего продвижение бренда Geelу, который становится лидером локального рынка. Авторынок Малиновка в Беларуси тоже радует нас своим развитием. И становление рынка электромобилей, которые с будущем станут драйверами роста автомобильного рынка. Залогом тому экономические и энергетические преференции, о которых написано в нашем аналитическом материале: В странах Таможенного союза отменены пошлины на ввоз электромобилей
Отметим, что в России рынок новых электромобилей тоже не назовешь массовым - хотя он постепенно (Итоги 2020 года на российском рынке электромобилей) уходит от элитарности. В 2021 году рынки электромобилей должны пойти в рост.