Две недели тому назад мы опубликовали сравнительный обзор московских и минских электробусов, озаглавленный "Что не так с московскими электробусами?" И тогда же нас спросили - почему электробусы отапливаются дизельными обогревателями, а не более экономичными инверторными кондиционерами? Ведь применение кондиционеров, которые летом работают на охлаждение салона, а зимой - на его обогрев, позволяет полностью исключить вредные выбросы в отопительный период. Именно такая задача ставится перед городской электрической техникой.
Отвечаем на вопрос про отопление кондиционерами краткими обзорами нового электробуса Vitovt E490, предназначенного для работы в Батуми и модернизированного электробуса Vitovt E321.
Электробус Vitovt E490 для Батуми
Электробус Vitovt E490 производится в Минске на заводе BKM Holding (Беломмунмаш). При первом взгляде бросается в глаза то, что он короткий. Требование конкурса заключалось в том, что длина электробуса должна составлять всего 9.5 метров. Интересно также, что радиус поворота электробуса составляет всего 8.5 метра при колесной базе 7.15 метров. Как такое удалось? Секрет поворота "на пятачке" заключается в том, что электробус E490 выполнен со всеми поворотными колесами по схеме ETS (Electronic Truck Steering) от нидерландской компании VSE.
Есть также электронная система управления уровнем пола с помощью пневмоподвески. Электробус Vitovt E490 может принять на борт до 80 человек в пиковом режиме, обеспечивая их 21 местом для сидения - 12 в передней части салона на низком полу и 9 на заднем подиуме. Мощность электромотора составляет 120 кВт, а максимальная скорость - 60 км/час. Таковы эксплуатационные харакериcтики электробуса, который хотя и называется Vitovt Mini Electro, но обеспечивает достаточную вместимость и высокую маневренность на узких улицах - он идеально походит для условий центра города со старой застройкой.
Интересной особенностью нового электробуса является наличие двух вариантов системы хранения энергии - на суперконденсаторах и LFP (литий-железо-фосфатной) батарее. Вариант на суперконденсаторах предназначен для Батуми, а электробус на LFP батарее пока работает в единственном числе в Жодино. Сравнительные характеристики двух вариантов электробуса приведены в таблице:
Оснащение электробуса
Vitovt E490
Суперконденсатор
LFP батарея
Емкость
32 кВт*ч
167 кВт*ч
Автономный пробег
22 км
170 км
Время зарядки от 30% остатка
8 мин
180 мин
Масса батареи
1490 кг
1550 кг
Срок службы
90 тыс. циклов
8 тыс. циклов
Система кондиционирования электробуса Vitovt E490
Электробусы Vitovt E490 впервые оборудованы совмещенной системой охлаждения и отопления, выполненной на кондиционерах, причем эта система работает отдельно для кабины водителя и для пассажирского салона. Применение кондиционера вместо электрообогревателя позволяет в несколько раз сократить расходы энергии на отопление и отказаться от пресловутой дизельной печки, которая является экологическим позором современных электробусов. Таким образом, мы получаем полностью экологически чистый электробус без вредных выбросов.
Но внедрить эту энергосберегающую систему отопления удалось благодаря мягкости климата в Батуми, где зимние температуры не опускаются ниже -5 градусов. При более низких температурах система кондиционирования теряет свою эффективность и обойтись без традиционного обогревателя (электрического или дизельного) не удается.
К настоящему времени в Батуми поставлено 8 экологически чистых электробусов Vitovt E490 Mini Electro, часть из которых уже работает на улицах.
Модернизированный электробус Vitovt E321 для Минска
Электробус Vitovt E321
Новая модификация электробуса Vitovt E321 готовится для Минска. Она будет оснащаться литиевыми батареями увеличенного побега до 50 км (по данным abw.by), что позволит пройти маршрут туда и обратно без подзарядки на конечной станции. Т.е. водитель может решить - потратить 8 минут на подзарядку батарей или сразу уйти в маршрут. Это позволит более гибко выдерживать график движения. В то время как у прежней модификации Vitovt E321 на суперконденсаторах автономный пробег составляет 20 км и зарядка в конечной точке маршрута является обязательной.
А также новые электробусы оснащены кондиционером и электрическим отопителем салона. Чтобы сократить расход батареи, электробус оборудуется кнопками для открывания дверей на вход и выход, т.е. его три двери будут открываться не все сразу, а только там, где это требуется пассажирам.
Первые девять электробусов Vitovt E321 нового типа будут поставлены уже в декабре 2020 года и пройдут испытание зимой. Тогда мы и узнаем, могут ли минские электробусы быть 100% экологически чистыми.
Автор: sergio99
30.10.2020 22:43
Фотографии: bkm.by Источники информации: bkm.by, abw.by