Для начала определимся с тем, что такое кроссовер. В далеком 1970 году перед советским автопромом была поставлена задача создать комфортный автомобиль повышенной проходимости. Решая эту задачу, АвтоВАЗ оказался в сложной ситуации - итальянские конвейеры не были приспособлены к выпуску классических рамных внедорожников. Но инженеры догадались упростить задачу технологов и построить автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом, который в производстве был бы подобен обычной легковушке. Так и родилась знаменитая "Нива". Автомобиль имел трехдверный несущий кузов, большой дорожный просвет, независимую подвеску и полный неотключаемый привод на все колеса. Задача повышенной комфортности тоже была успешно решена, поскольку опыт создания удобных малолитражек у конструкторов имелся. Унификация с моделью ВАЗ-2006 упрощала обслуживание и выпуск нового автомобиля. Машина была поставлена на поток в 1977 году и уже в следующем году стала собирать медали на различных международных выставках. Это была первая по-настоящему оригинальная машина советского автопрома. Идею оценили, "Нива" стала культовой машиной и родоначальницей класса комфортабельных кроссоверов потребительского класса. Кроссоверы заслужили любовь потребителей за свой просторный и вместительный кузов, внушительные возможности по перевозке грузов и конечно же, дорожные качества. А сама "Нива", как легендарная королевская "семерка", выпускается до сих пор под маркой Lada 4x4 - трехдверную Ниву 2121, пятидверную Ниву 2131 и осовремененную Ниву-Шевроле можно приобрести и у нас на Автомалиновке.

Кроссовер - заимствованное слово, причем даже не слово с устоявшимся значением, а неустойчивый неологизм. В известном нам по учебникам английском языке слово "crossover" имеет множество смыслов - кроме интересующего нас автомобильного. Поэтому интересно выяснить, как могла бы называться эта техника у нас. В просторечии полноприводные кроссоверы называют "джипами", что тоже не по-русски и, кроме того, в корне неверно - классический Jeep - это рамный внедорожник, который имеет больше общего с техникой хозяйственного и военного назначения, нежели с авто потребительского класса. Чтобы отличить новоявленные "джипы" от нормальных, для них даже придумали обидное и не очень употребительное определение "паркетник". Ходовой термин "внедорожник" тоже неправилен, поскольку кроссоверы все-таки чаще ездят по дорогам, а по своей способности двигаться вне дорог уступают классическим внедорожникам. Возможно, правильнее называть кроссоверы "вседорожниками", подчеркивая их хорошую приспособленность к дорогам различных классов - этот термин можно встретить в статьях, посвященных автомобилям.
Перспективы кроссоверов
В настоящее время выпускается множество различных кроссоверов от всех производителей. Кроме применения по прямому назначению (т.е. в сельской местности) дорогие кроссоверы стали выбором состоятельных городских покупателей, которые приобретают их для того, чтобы подчеркнуть свой статус, раз год съездить за город на рыбалку и т.п. А остальное время они движутся вместе со всеми в пробках, при этом водитель большого кроссовера имеет привилегию обозревать остальные автомобили сверху. Массовый городской потребитель раньше все больше напирал на легковушки, которые были дешевле и экономичнее.
Но в последний год что-то изменилось - европейские производители седанов и хэтчбеков испытывают проблемы со сбытом продукции и останавливают конвейеры. С чего бы это? - вроде кризиса нет, почему же сбыт падает? Достаточно посмотреть на наши улицы - там становится все больше автомобилей, похожих на внедорожники. Спрос ушел от дешевых седанов в сторону более удобных и функциональных автомобилей "кроссоверного" формата. Что из этого получилось - мы начнем рассказывать во втором обзоре.
Все статьи про кроссоверы