Еще в позапрошлом веке Д.И.Менделеев написал хрестоматийную фразу - "Сжигать нефть - все равно, что топить ассигнациями". Имелось в виду, что нефть является ценнейшим ресурсом для химической промышленности - из нее делают все, начиная от пластика и кончая синтетическими продуктами. Но несмотря на увещевания знаменитого химика, весь XX век человечество увлеченно сжигало нефть и продукты ее переработки - керосин, бензин, мазут, солярку и другие виды углеводородного топлива. И вот сейчас города заполнены автомобилями, которые стоят в пробках и жгут бензин, отравляя воздух, воду и землю токсичными веществами. В городах стало опасно жить, и все евро-меры по уменьшению вредных выбросов, внедрению систем старт-стоп и гибридных силовых установок только оттягивают развязку - потому что автомобилей становится все больше и больше. Решение проблемы известно, и оно называется - электромобиль.
Современные электромобили выглядят как забавные молодежные гаджеты. Их заряжают от электросети и возят по городу от одной розетки до другой, не рискуя удаляться слишком далеко от цивилизации. Летом в них жарко, зимой - холодно, а на автостраде приходится жужжать в правом ряду на минимальной разрешенной скорости. Популярные ныне внедорожники смотрятся на фоне электромобилей как величественные динозавры среди сусликов. Но правда в том, что автодинозавры начнут исчезать уже в самом ближайшем будущем. Автовладельцев слишком много, а Земля слишком мала - большим автомобилям не хватает на ней места и природных ресурсов. Гибридные технологии помогут сохранить какую-то небольшую часть нынешнего бензинового автовеликолепия, но для массового применения останется только электрическая тяга.
Автоспорт тоже готовится к переходу на электротягу. Для него электрическая эра началась в Китае, что по-своему символично. Именно там развиваются технологии, которые составляют материальную базу будущего автотранспорта. 13 сентября в Пекине на трассе в Олимпийском парке прошел первый раунд чемпионата болидов на электрической тяге - Формулы-Е.
Немного о технической базе Формулы-Е
Любому специалисту по традиционным автогонкам идея о соревнованиях на электрических машинах покажется неперспективной. Все дело в низкой энерговооруженности электрической техники, которая заставляет пилотов экономить энергию и лишает гонки драйва - это все равно что смотреть соревнования пенсионеров вместо состязания молодых и полных сил атлетов (хотя известно, что старички могут дать фору по части выносливости). Но если говорить об автогонках, то здесь многое определяется не зрительским интересом, а потребностями производителей автомобилей - которым надо, чтобы гоночная техника идеологически соответствовала коммерческому тренду. Серьезные дяди подумали и решили, что в будущем мы вместо мощных бензиновых автомобилей будем покупать экономичные электромобили - а коли так, то и автогонки должны перестроиться на новый лад. А как привлечь к гонкам нового формата зрителей - это задача для тех, кто будет эти гонки организовывать.
Организаторы Формулы-Е приняли достаточно очевидное решение - сделать электрическое подобие самой популярной гоночной серии - Формулы-1. У болида Формулы-Е открытые колеса, аэродинамический обвес и открытый карбоновый монококк для пилота. В 2014 году Формула-1 окончательно перешла на гибридные технологии - и в Формуле-Е мы тоже имеем систему рекуперации энергии, мощные электродвигатели и емкие аккумуляторы. Нет только бензинового турбомотора, который не вписывается в электрическую эру. Равнение на Формулу-1 позволяет задействовать пилотов этой гоночной серии, которые по разным причинам выбыли из "королевских гонок". На соревнования 2014-2015 года заявлено 12 бывших пилотов Формулы-1, многие из которых хорошо известны зрителям. Это помогает привлечь к новым соревнованиям аудиторию. А чтобы не конкурировать с Формулой-1 напрямую, соревнования Формулы-Е проводятся по зимнему календарю.
Есть и другие важные организационные и бюджетные отличия. На первом этапе Формула-Е - это моносерия, все команды выступают на одних и тех же болидах Spark-Renault SRT_01E. Это позволяет экономить средства, хотя в дальнейшем предполагается разработка командами собственных болидов. Недостаток энерговооруженности (мощность ограничена на уровне 270 л.с) приводит к тому, что гонки нецелесообразно проводить на скоростных автодромах - поэтому соревнования Формулы-Е проводятся на медленных городских трассах, таких, как Монако. При этом, чтобы не перегружать городскую инфраструктуру, все заезды проводятся в течение одного дня в субботу. Подробнее об особенностях соревнований можно прочитать в нашей статье Гонки электрокаров: Формула-Е.
Трасса Формулы-Е 2014 года в Пекине
Подготовка к первому чемпионату Формулы-Е заняла не один год, самым напряженным из которых стал 2014. Летом команды получили болиды, затем прошли тесты в Донингтон-парке. И вот долгожданный день наступил. 13 сентября 2014 года новенькие болиды Формулы-Е, раскрашенные в цвета 10 команд, выехали на трассу Формулы-Е в Олимпийском парке Пекина. Погода была прекрасная, температура в полдень составила +27 градусов. А сама трасса, на которой прошли соревнования была... не сказать, чтобы ужасная - скорее, невзрачная и скучная. Ее составили из огороженных барьерами безопасности городских улиц. Все повороты - на перекрестках под прямым углом, а чтобы болиды не разгонялись слишком сильно, на проезжую часть добавили несколько примитивных шикан из поребриков. Ничего похожего на знаменитые исторические городские трассы. И только раскрашенные в яркие цвета болиды Формулы-Е вносили некоторое оживление в прямолинейный городской антураж. Собственно, ради них, электрических болидов, все и затевается, остальное - вторично.
Квалификация Формулы-Е 2014 года в Пекине
Квалификация Формулы-Е проводится по групповой системе. Время квалификации делится на четыре 10-минутных периода, во время которых на трассу последовательно выпускают по 5 пилотов. Каждый пилот может пройти 4 круга, 2 из которых - быстрые.
По итогам прошедшей в субботний полдень первой квалификации Формулы-Е поул взял пилот e.dams-Renault Николя Прост, 2 и 3 место заняли гонщики Audi Sport ABT Лукас ди Грасси и Даниэль Абт. 12 первых пилотов уместились в 0.7 сек, что характерно для моносерий. Разбил свой болид Ярно Трулли, еще два пилота не показали время по техническим причинам.
Стартовая решетка Формулы-Е 2014 года в Пекине
После квалификации хорошо поработали стюарды. Франк Монтаньи потерял 3 позиции за проезд на красный цвет, Себастьян Буэми, Ярно Трулли, Микела Черрути, Стефан Сарразан и Хо Пин Тун потеряли по 10 позиций за замену коробки передач - она в Формуле-Е 5-ступенчатая секвентальная с фиксированными передаточными числами. И за ее внеплановую замену, как и в Формуле-1 полагается большой штраф.
Право FanBoost на гонке Формулы-Е 2014 года в Пекине
По итогам голосования болельщиков пилоты Бруно Сенна, Кэтрин Легг и Лукас ди Грасси получили FanBoost - право на однократное повышение мощности болида Формулы-Е в гонке в течение 5 секунд.
Гонка Формулы-Е 2014 года в Пекине
Гонка Формулы-Е прошла в тот же день и началась в 16:00. После старта лидеры квалификации - Николя Прост, Лукас ди Грасси и Даниэль Абт сохранили свои позиции. Но в остальной части пелетона не обошлось без происшествий. Не повезло Бруно Сенне - он был зажат между двумя болидами и сошел из-за механического повреждения. На трассу выпустили пейс-кар, который передвигался, как сонная муха. После его ухода болиды шли с небольшими интервалами друг от друга, разгоняясь на прямых почти до 170 км/ч. С учетом того, что максимальная скорость болида Формулы-Е ограничена на уровне 225 км/ч, трасса получилась исключительно медленной. Возможно, что так и было задумано во избежание серьезных происшествий на первой же гонке. Забавно было наблюдать за торможениями болидов перед поворотами, которые проводилась в режиме рекуперации энергии - т.е. помощью мотор-генераторов, которые запасали энергию в аккумуляторах для последующего разгона. Работа силовых установок озвучивалась приглушенным жужжанием, похожим на звук троллейбусов. От фольклорных "троллейбусных гонок" наши соревнования, однако, отличались тем, что пилоты часто и активно обгоняли друга. Особенно отличился оштрафованный после квалификации Франк Монтаньи, который всю гонку пробивался с 8 места на подиум.
А еще в защиту Формулы-Е вспомним, что и в Формуле-1 применяется тот же "троллейбусный" метод экономии энергии. Но там он нужен в большей степени для демонстрации "зеленых" технологий, чем по гоночной необходимости. Отстающие от прогресса ветераны Формулы-1 ворчат про то, что вся эта показная забота об экологии только удорожает гонки, ни в малейшей степени не прибавляя им зрелищности. Но в Формуле-Е все честно - без экономии энергии не обойтись, т.к. запас энергии в аккумуляторах ограничен. По тем же соображениям экономии энергии мощность мотора во время гонки ограничивается на уровне 200 л.с. Дополнительно, разрешается FanBoost - три пилота, за которых проголосовали болельщики, могут одни раз в течение гонки на 5 секунд поднять мощность мотора на 40 л.с. Очень конкретное выражение поддержки пилотов болельщиками! Голосование проводилось на официальном сайте Формулы-Е, его победителями стали Бруно Сенна, Лукас ди Грасси и Катрин Легг. С сайтом, кстати, случилась накладка - во время гонки в Пекине он висел под натиском посетителей, что косвенно подтверждает популярность соревнований.
Впрочем, все решилось не столько в борьбе на трассе, сколько во время единственного обязательного пит-стопа. Он проводился так - пилот заезжал в бокс команды и перелезал во второй болид, после чего начиналась суета с его пристегиванием, установкой руля, запуском мотора и т.п. На это уходило около 50 секунд, причем без учета времени, которое тратилось при въезде и выезде с пит-лейн. Почему нельзя было вместо смены болидов организовать замену аккумуляторов - остается загадкой. Видимо, существующее шасси на это не рассчитано. Полное время пит-стопа лидера Николя Проста составило 1:47 минут, а среднее время 1:52 минуты. После столь продолжительных пит-стопов лидером остался Николя Прост, на второе место вышел вышел Ник Хайдфельд, который отодвинул на 3 место Лукаса ди Грасси, а за ними Франк Монтаньи оказался впереди Даниэля Абта.
Так бы лидеры и финишировали, но на предпоследней прямой финального 25 круга Ник Хайдфельд пошел в атаку на Николя Проста. Тот на какое-время упустил его из виду и, похоже, решил на всякий случай перекрыть траекторию. Но Прост опоздал с маневром - болиды уже шли вровень и столкнулись. На наших дорогах часто можно видеть подобные аварии, виновники которых получают от участников дорожного движения нелестные эпитеты. Вот и Николя Прост был наказан стюардами - он потеряет 10 позиций на старте следующей гонки.
Болиды на короткой прямой не успели как следует разогнаться - скорость была вроде той, на которой гоняют стритрейсеры. Но даже при ограниченной скорости все могло закончиться очень плохо. Болид Ника Хайдфельда улетел в отбойник и подпрыгнул до высоты защитного ограждения, приземлившись в перевернутом положении. Пилот уцелел благодаря своему прочному карбоновому кокпиту - получилась наглядная демонстрация того, чем рискуют нарушители скоростного режима, которые не располагают столь защищенной техникой.
Победителем гонки Формулы-Е стал пилот Audi Sport ABT Лукас ди Грасси. Вторым стал Франк Монтаньи из Andretti Autosport, третьим после штрафа Даниэля Абта стал Сэм Берд из Virgin Racing. Штраф в +57 секунд, эквивалентный проезду по пит-лейн, дали нескольким пилотам за превышение выходной мощности системы рекуперации энергии (Rechargeable Energy Storage System - RESS), которая ограничивается регламентом на уровне около 38 л.с. Первая десятка пилотов получила зачетные баллы по методике Формулы-1, дополнительно к этому Николя Просту насчитали 3 утешительных балла за поул, а сошедшего Такумо Сату наградили 2 баллами за лучший круг в гонке.
Результаты гонки Формулы-Е 2014 года в Пекине
Гонка Формулы-Е в Пекине продолжалась 25 кругов, финишировало 14 болидов.
В соревнованиях электроболидов было все - борьба, вылеты, штрафы, обгоны и сходы. Можно ли их назвать настоящими автогонками - вопрос вкуса. Незачет можно поставить за смешную организацию пит-стопов и глупую аварию, которая испортила впечатление от финала гонки Формулы-Е. Еще можно посетовать на скучную и медленную трассу в Пекине - впрочем, в календаре Формулы-Е будут более интересные места, в их числе - гонка в Лондоне, которую давно и безуспешно пытается организовать для Формулы-1 Берни Экклстоун. А следующий раунд чемпионата Формулы-Е 2014-2015 года пройдет через 2 месяца, 22 ноября 2014 года в новом административном центре Малайзии - Путараджае и будет освещаться в спортивном разделе Автомалиновки.
Избранные моменты гонки Формулы-Е 2014 года в Пекине