Ivanko 
Автомобили будущего сегодня 
Корин 
Кроссоверы и внедорожники 
О Толстике 
Разборка 
Экология транспорта 
Аэромобили 
Вездеходы 
Клубы по брендам 
Автомалиновка 
Брест 
Витебск 
Гродно 
Ждановичи 
Автоаксессуары 
Автодилеры 
Автозаправки 
Автозапчасти 
Автомойки 
Автосайты 
Автосалоны 
Автосервис 
Автохаусы 
Автошколы 
Американские гонки 
Дакар и ралли-рейды 
Формула-1 
Формула-Е 
Чемпионат WEC 
Экстрим Е 
Изменение анкеты 
Изменение пароля 
Личные сообщения 
Мои подписки 
Мои объявления 
Мои новости 
Мои статьи 
Мои записи в личном блоге 
Мои записи в блоге фирмы 
Мои записи в автоклубах 
Мои записи в автоспорте 
Мои сообщения на форуме 
Мои комментарии 
Мои друзья 
Завершить сеанс 

Автомалиновка / Автостатьи / Автопилот / Безопасность движения

Берегись беспилотного автомобиля

 
Концепт беспилотного электрокара-дилижанса Rinspeed Snap
Концепт беспилотного электрокара-дилижанса Rinspeed Snap

В 2016 году Автомалиновка опубликовала авторский цикл "Автомобили будущего сегодня", который завершился статьей про автомобили-беспилотники. Долго ли, коротко ли - но будущее и в самом деле наступает. Еще в мае 2019 года на дорогах Москвы и Казани стартовала официальная программа тестирования беспилотных автомобилей со всеми положенными разрешениями, инструкциями и страховками, а в марте 2022 года было разрешено движение беспилотных автомобилей в специально выделенных для этого зонах в городах. А также беспилотная техника работают на полях. Программа создания беспилотных автомобилей - важная составная часть НТИ - национальной технической инициативы России, которая предусматривает опережающее развитие различных систем искусственного интеллекта (ИИ).

Преимущества будущих автомобилей-беспилотников

Несмотря на все усилия ГАИ, только на дорогах Беларуси каждый год в автомобильных авариях гибнет около 500 человек. Причина трагических аварий - это практически всегда человеческий фактор. Нарушение скоростного режима, авантюризм, управление транспортным средством в неподобающем состоянии - сколько раз каждому из нас приходилось видеть тяжелый автомобиль, который на огромной скорости несется по скользкой дороге мимо пешеходов или прямо на них? Положение усугубляется социальными факторами. Так, в России до сих пор официально "разрешено" превышение скорости до 20 км/час, а за превышение скорости до 40 км/час полагается символический штраф в 500 российских(!) рублей. Вот раздолье для "золотой молодежи", которая устраивает автогонки по городу на технике своих влиятельных "папиков"! Как следствие этого попустительства, аварийность на российских дорогах в 1.5 раза выше, чем на автодорогах Беларуси - Россия занимает первое место в Европе по тяжким ДТП.

iCarВ отличие от человека, автопилот программируется так, чтобы он всегда соблюдал ПДД. В крупных городах, где камеры штрафуют за малейшее нарушение усложняющихся правил, это позволяет сэкономить немалые средства:
Сигналы светофора: как не получить штраф за проезд на зеленый?

А кроме того, компьютерному водителю не нужна заработная плата и социальное обеспечение. Автопилот может работать 24 часа в сутки и не имеет никаких потребностей, за исключением доступа в Интернет и небольших затрат электроэнергии на работу своих электронных схем - одним словом, он является идеальным водителем и работником. Ну случайно крупнейшая российская интернет-компания "Яндекс.авто" сделала ставку на электронных водителей и уже много лет активно занимается их созданием и испытаниями, например:
Такси - беспилотник от "Яндекса" испытали на зимней дороге.

Автопилот не нуждается в воспитании, не имеет присущих человеку пороков и всегда находится в состоянии 100% концентрации внимания. Поэтому кажется, что тяжелая авария по вине автопилота - невозможна. Но действительно ли повсеместное внедрение искусственного интеллекта, намеченное уже на 20-е годы, сделает дорожное движение более безопасным? На самом деле идея о замене человека совершенным роботом бесподобно смотрится в фантастических фильмах, но при ее практической реализации приходится решать множество технических проблем.

Зачем водителю суперкомпьютер?

CatЗрительный аппарат человека и наших меньших братьев из животного мира намного совершеннее искусственного. Так, ученые выяснили, что каждый кот или кошка имеет под ушками специализированный суперкомьютер, который в 10 раз превосходит по производительности самую мощную вычислительную технику современности из ТОП-500. А по энергоэффективности, т.е. по затратам энергии на операцию - он лучше в милллионы раз. Между тем, никто не предлагает садить милых пушистиков за руль - автомобилями управляют люди, у которых предусмотрены дополнительные "вычислительные мощности" между ушами.

Зачем человеку нужны такие большие вычислительные возможности - становится понятно сейчас, когда на повестку дня встала необходимость практической реализации т.н. "технического зрения". Разработчики сразу столкнулись с проблемами - и одна из них связана именно с недостаточной производительностью вычислительной техники. Для надлежащей обработки информации с видеокамер современным компьютерам не хватает вычислительной мощности (уж казалось бы, чего у них в избытке, но нет - даже простое обновление экрана на мультимедийной системе пока идет с большими тормозами).

Как автопилот "видит" дорожную ситуацию?

Так как же вычислительно тормознутый автопилот управляется с оперативной оценкой дорожной ситуации? По существу, не с помощью зрения - он пока не способен видеть так, как видим мы - а помощью многочисленных датчиков-лидаров, которые выдают цифровую информацию о расстоянии до препятствий. При этом ему ему реально трудно бывает отличить тумбу от стоящего пешехода или, например, увидеть направление поворота дороги - для этого автопилот полагается на четкость дорожной разметки, дорожные карты и данные ГЛОНАСС/GPS. Примерно так же пилоты ведут самолет по приборам и картам в условиях нулевой видимости.

NTU

Конечно же, компьютеры будущего станут намного мощнее, автопилоты научатся полноценно видеть и смогут управлять автомобилями-беспилотниками, сочетая совершенное техническое зрение и дополнительные сведения с датчиков. Они смогут более уверенно, чем человек, вести машину в плотном дорожном трафике, в тумане или пелене дождя. Но пока мы имеем то, что имеем - сложную наукоемкую технологию, находящуюся на начальной стадии своего развития.

Обратная сторона беспилотного вождения

Технологии беспилотного вождения, который предлагаются к внедрению на дорогах, намного сложнее технологии авиационных автопилотов. В 2019 году весь мир обсуждал две катастрофы Boeing 737 MAX, произошедшие из-за ошибки примитивного автопилота - который по показаниям сбойного датчика скорости направил самолет в пикирование. Такая же проблема стоит и при работе автомобильного автопилота - что будет если датчик-лидар передаст неправильную информацию о расстоянии до препятствия или несовершенный ИИ (искусственный интеллект) ошибется в оценке дорожной обстановки?

Без водителяК сожалению, даже нахождение инженера-пилота в автомобиле не очень помогает в плане безопасности движения. В беспилотном режиме страхующий пилот расслабляется и не успевает вовремя отреагировать в случае неадекватной работы автопилота. При этом ошибка автопилота происходит внезапно, часто при отличной видимости дороги и на ровном месте, заставая экипаж автомобиля-беспилотника врасплох.

Проблемы происходят и с автопилотом второго уровня, которым оборудованы небезызвестные в мире и в РБ автомобили Tesla. Этот автопилот не дает водителю убрать руки с руля - но владельцы "тесл" знают, как обмануть недалекую технику, переводят ее режим беспилотного вождения и... попадают в различные аварии, как например в этом ДТП в Калифорнии c участием автопилота Tesla.

В отличие от любителей беспилотного экстрима, профессионалы стремятся сократить риск. Так, КамАЗ испытывает свой беспилотный автомобиль-шаттл на скорости 10 км/час, а оптимальная скорость шаттла, судя по данным: Беспилотный мини-автобус тестируется в Москве, составляет всего 25 км/час. Это похвально, потому что испытания на скорости велосипедиста сводят к минимуму последствия столкновений. Но медленно движущиеся автомобили-беспилотники станут помехой на дорогах, как это недавно произошло с беспилотным авто - тестовым "Лексусом" Apple. Поэтому беспилотникам придется приспособится к принятому темпу движения и поднять свою скорость до приемлемой для остальных участников дорожного движения.

Что стоит ожидать от автомобилей-беспилотников на наших дорогах?

Ситуация с будущими беспилотными автомобилями выглядит одновременно заманчиво и пугающе, смотря с какой стороны на нее посмотреть. Может быть, сначала испытать технологию беспилотного движения на Луне, а уже потом выпускать эту технику на земные дороги? Но нет - желание государств ускоренно развивать ИИ настолько велико, что испытывать данную небезопасную для людей робототехнику будут здесь и сейчас.

Так что же будет? Действительно ли повысится ли безопасность на дорогах от предстоящей замены водителей роботами, и повсеместного внедрения автомобилей-беспилотников? Или, наоборот, обезумевшие машины будут гоняться за людьми, как в фильмах ужаса? Мы думаем, что ни особого профита, ни значительных эксцессов не будет. Чтобы приструнить автолихачей - надо не заменять их автоматами, а проводить системную работу по применению административного и уголовного кодекса. А появление роботизированных автомобилей означает только то, что на дорогах появится еще один участник дорожного движения с особыми электронными тараканами в мозгах. Нам, водителям и пешеходам, придется учитывать его особенности.

Как вести себя при встрече с автомобилем-беспилотником?

Вот что предлагает российский НТИ "Автонет" в своей инструкции для участников беспилотного движения (перечень с сайта rb.ru):

  1. Если на перекрестке Вы видите беспилотный автомобиль, то строго соблюдайте правила движения на светофоре. На желтый сигнал светофора стойте на месте.
  2. Не высовывайтесь из окон и не машите руками перед беспилотным автомобилем.
  3. Обязательно включайте поворотный сигнал при выполнении маневра. Автоматизированный транспорт считывает сигналы и определяет дальнейший путь и скорость, опираясь на полученные данные.
  4. Не пытайтесь обратить на себя внимание инженера-пилота беспилотного автомобиля, сигналя без причины.
  5. Водителям мотоциклов не стоит дотрагиваться до беспилотного автомобиля, проезжая рядом.
  6. Не отвлекайтесь от дороги, пытаясь заснять на видео автомобиль-беспилотник.
  7. Не перебегайте дорогу перед автоматизированным транспортом, даже по "зебре".
  8. Во время пересечения проезжей части будьте максимально сконцентрированными, смотрите по сторонам, так как автомобиль-беспилотник с литерой "А" может появиться в любой момент.Horse
  9. Пешеходам следует переходить дорогу только по соответствующей разметке - зебре, соблюдая безопасную дистанцию.
  10. Во время пересечения проезжей части лучше снять капюшон и другие элементы одежды, ограничивающие обзор. Не используйте наушники, гарнитуры и другие технические средства, которые могут помешать восприятию окружающей обстановки.

Будьте внимательны, неукоснительно соблюдайте ПДД - и тогда Вы избежите незавидной участи пострадавшего от "беспилотной революции". А в перспективе сможете проехаться на беспилотном электрокаре-дилижансе в качестве пассажира и оценить - как это здорово - ехать куда-то, занимаясь своими делами и совершенно и не думая о дороге! Некоторые заметят, что именно так можно ездить на лошадях - что же, история повторяется и теперь у нас вместо гнедой лошадки будет - умный автомобиль-беспилотник!

Продолжение темы:
Может ли автопилот заменить водителя?
Три причины, почему не стоит возлагать на беспилотные автомобили большие надежды
"Умный автомобиль" и ошибки при создании ПО для автомобилей

Все материалы про беспилотные автомобили

Автор: sergio99
sergio99
20.03.2019 - 20.03.2023
Дзен Автомалиновки
Комментарии



Другие статьи на Автомалиновке

 


Audi BMW Chevrolet Citroen DTM Ferrari Fiat Ford Geely Honda Hyundai Iveco Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Nissan Opel Peugeot Pirelli Porsche Red Bull Renault Skoda Suzuki Tatra Toyota UAZ Volkswagen Volvo WEC Williams Абу-Даби Барселона Бахрейн Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Интерлагос КамАЗ Кими Райкконен Льюис Хэмилтон Малайзия Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Феттель Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука Фелипе Масса Формула-1 Формула-Е Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автогонки автодом автопилот автоспорт амфибия аэромобиль безопасность беспилотный автомобиль внедорожник водород гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль лифтбек маз минивэн мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли регламент ситикар спорткар суперкар топливные элементы трансляция трансформер универсал шины экология электромобиль



Купить авто

Последние сообщения в форумах
Нужен совет
21.03.2023 23:40 xuanmitchell
Ищу жителей Харькова
21.03.2023 23:39 xuanmitchell
Спасибо!
21.03.2023 23:39 xuanmitchell
Прям купить вряд-ли могу подсказать, но вот где
21.03.2023 20:51 Bash
По опыту выбираю немцев, японцы так-же были, но
13.03.2023 16:26 rostby