Ivanko 
Автомобили будущего сегодня 
Корин 
Кроссоверы, внедорожники и вездеходы 
О Толстике 
Разборка 
Экология транспорта 
Аэромобили 
Вездеходы 
Клубы по брендам 
Автомалиновка 
Брест 
Витебск 
Гродно 
Ждановичи 
Автоаксессуары 
Автодилеры 
Автозаправки 
Автозапчасти 
Автомойки 
Автосалоны 
Автосервис 
Автохаусы 
Автошколы 
Американские гонки 
Дакар и ралли-рейды 
Серия GP2 (архив) 
Формула-1 
Формула-2 
Формула-Е 
Чемпионат DTM (архив) 
Чемпионат WEC 
Изменение анкеты 
Изменение пароля 
Личные сообщения 
Мои подписки 
Мои объявления 
Мои новости 
Мои статьи 
Мои записи в личном блоге 
Мои записи в блоге фирмы 
Мои записи в автоклубах 
Мои записи в автоспорте 
Мои сообщения на форуме 
Мои комментарии 
Мои друзья 
Завершить сеанс 

Автостатьи на Автомалиновке

Космические гонки XX и XXI века, часть 1: полет Гагарина

 
Юрий Гагарин, СССР

статья выходного дня

59 лет назад 12 апреля 1961 года первый космический полет совершил старший лейтенант ВВС СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодня ему было бы 86 лет. Полет Гагарина закрепил за СССР статус лидера космической гонки и эта роль перешла к современной России, которая является мировым лидером в области пилотируемых полетов на околоземную орбиту. В статьях на Автомалиновке мы расскажем про неизвестные широкой публике моменты в драматической истории освоения космоса.

О Космосе и о Земле

Казалось бы - зачем автомобильному сайту Космос? Ну хорошо, спутниковая навигация, спутниковый интернет, автомобили-то ведь ездят по земле? И даже не по земле - по дорогам! Большинство статей в автомобильных изданиях посвящено технике, которая в принципе не предназначена для того, чтобы съезжать с дороги куда-то вбок. А для любования звездами на автомобилях есть панорамная крыша.

Но такова только массовая техника в бюджетном, люксовом и премиум-классах. На самом деле автомобили не только ездят по дорогам, но плавают по рекам и даже... летают по воздуху. На Автомалиновке вышло много статей про летающие автомобили. А раз они летают, то почему им не полететь повыше и подальше, за пределы земной атмосферы? Космос ближе к нам, чем мы думаем и будущее настает быстрее, чем мы ожидаем!

В текущий момент не так-то много интересных материалов для того, чтобы писать про земные автомобили. Российские автодилеры сидят на карантине, там же находятся и многие автопроизводители. Поэтому апрель и май Автомалиновка посвятит - Космосу! Который не издали через панорамную крышу, а рядом за обшивкой космического аппарата. Наши рассказы о космической технике позволят вам почувствовать себя первооткрывателями и, возможно, заинтересоваться этой темой в профессиональном плане. Новые статьи будут выходить каждую неделю, а с нашими предыдущими материалами по космосу можно познакомиться по ссылкам в конце этой статьи.

Поехали!

С этого слова Гагарина началась история пилотируемых космических полетов. Первый виток человека вокруг Земли был шагом в неизвестное, во время которого Гагарину было запрещено касаться рычагов управления руками. Вдобавок, ручное управление КК "Восток" было заблокировано кодом, который Гагарину перед стартом тайком подсунули на бумажке. У медиков были сомнения о том, что человек в космическом полете может спятить. Как показал опыт - не такие уж необоснованные, учитывая совсем недавние подозрения в адрес американских астронавтов из-за сверления дырки в космическом корабле "Союз МС-09".

Космический корабль "Восток"

Полету человека предшествовали несколько тестовых запусков с собаками. Но риск был велик, потому что автоматика "Востока" все еще была недостаточно хорошо отработана. В частности, не удалось как следует отработать схему резервирования узлов - вместо повышения надежности зачатую происходило снижение надежности системы. Если бы космонавт оказался не способен управлять кораблем, то сбой автоматики привел бы к непоправимым последствиям. Тем не менее, 108-минутный полет прошел в полностью автоматическом режиме и первый космонавт оказался в своем корабле - пассажиром.

С.П.Королев (1907-1966)

Полет Гагарина, хоть и прошел на автопилоте - показал, что ничего экстраординарного с человеком в космосе не происходит. Поэтому последующим космонавтам (вторым был стартовавший через 4 месяца Герман Титов) уже доверяли управление кораблем.

Мы знаем и того, кто отправил Гагарина в космос - Главного конструктора Сергея Павловича Королева, который был в то время засекречен. Секретность была решительно во всем - современники даже не знали, как выглядит созданная под его руководством ракета-носитель и космический корабль.

Королеву в силу его секретности посторонние вопросы не задавали. А Гагарин на вопросы о том, на каком горючем летает его ракета, отвечал - "на энергии братской дружбы народов Советского Союза". Интересно, что его самого, как рассказывают, взяли в отряд космонавтов после того, как на вопрос перед строем - "полетите в космос?" он ответил - "если керосина хватит!". Конечно же, Гагарина включили в первый отряд космонавтов и взяли подписку, чтобы больше про керосин - ни слова.

Доверчивые галлы и хитроумные янки

История про советскую секретность имеет забавное продолжение. Считается, что одной из дипломатических задач Шарля де Голля, президента пятой республики было выведать у советского генсека Леонида Ильича Брежнева секрет советского ракетного топлива. Брежнев хорошо разбирался в ракетной технике (за что даже получил одну из своих звезд Героя), но на приставания французского коллеги отшутился - "скипидар". Французы якобы восприняли шутку генсека всерьез и первую ступень своей космической ракеты Diamant-A ("Алмаз") сделали на скипидаре!

История о шутке Брежнева про скипидар - это, конечно, байка. Свои ракетные опыты со скипидаром (программа Veronique AGI) французы начали еще до того, как де Голль и Брежнев стали лидерами своих стран. Французская ракетная программа тех лет была построена по принципу "как проще" - думается, что именно поэтому Франция раньше всех остальных, еще в 60-е годы поспела стать третьей космической державой.

Карел Боссарт (1904-1975)

Другое дело американцы, наши главные соперники во всем. Американские инженеры уже в конце 50-x годов создавали ракеты с невероятным даже по космическим меркам конструктивным совершенством. "Атласы" Карела Боссарта из гладкой тонкостенной стали держались благодаря наддуву ракетного топлива в баках и выходили на орбиту в одну ступень (SSTO - Single Stage To Orbit). Конечно же, "Атласы" летали - как и советские ракеты - на керосине и жидком кислороде (как видим, секрет советского ракетного топлива было не так уж трудно разгадать). Но развивали большую скорость в расчете на ступень благодаря своему своему малому весу. В то время как советским конструкторам приходилось компенсировать больший вес конструкции ракеты увеличением числа ракетных ступеней.

Космические ракеты берут невероятное количество топлива и определяющее значение для них имеет конструктивное совершенство (КС) - отношение массы топлива к массе конструкции. Типичное значение КС для современных ракет - 10 и выше. Интересно, что сейчас, в связи с введением жестких экологических норм стали обращать внимание и на снижение сухой массы обычной земной техники - например, легковых автомобилей. Но даже новейшие модели автомобилей из высокопрочных сталей по сравнению с ракетой - как тяжелые чугунные утюги конца XIX века.

Умение американских инженеров создавать экстремально легкие ракетные ступени никуда не делось и сейчас. Сверхвысоким КС 28 отличается, к примеру, верхняя ступень новой американской ракеты Falcon 9. Но спрашивается, почему столь важное в ракетостроении инженерное мастерство не помогло американцам победить в первой космической гонке?

Пакетная концепция Тихонравова

М.К.Тихонравов (1900-1974)

Ракеты для Америки создавали талантливые эмигранты - один из них уже упомянутый бельгиец Карел Боссарт. Что до советской ракетной программы - то она поначалу строилась на трофейных немецких ракетах Фау-2, которые помогали осваивать пленные немецкие инженеры. В конце 50-x годов cподвижник Королева, Михаил Клавдиевич Тихонравов предложил концепцию пакетной компоновки для полета на околоземную орбиту. Планировался старт трех, пяти или большего числа соединенных ракет с переливом компонент ракетного топлива (КРТ) из боковых ракет в центральную. В то время как Боссарт сбрасывал с ракеты боковые ракетные двигатели, Тихонравов предложил сбрасывать боковые ракетные блоки. Ракета Боссарта была легче и дешевле, но зато пакетная ракета Тихонравова обещала поднять на орбиту больший вес. И была практичнее в сборке, имея более прочную конструкцию.

Пакетная ракета Тихонравова

Коллеги Тихонравова не понимали значение его идей. После пионерского доклада "Пути осуществления больших дальностей стрельбы" (1948) интеллигентного Михаила Клавдиевича заклевали. Был ликвидирован отдел закрытого института Минобороны, в котором он работал. В то время никто из критиков счел возможным создание ракет на дальность выше 1000 км, а для полетов к территории вероятного противника предназначалась стратегическая авиация. В это сложное время Тихонравова поддержал С.П.Королев, который видел дальше узких специалистов.

История создания ракеты Р-7

Уже в 1953 году в ОКБ-1 Королева был создан эскизный проект межконтинентальной баллистической ракеты на дальность 8 тыс. км. Но требования военных росли и стало ясно, что выбранная двухступенчатая схема не обеспечивает доставку ядерной боеголовки требуемой массы в 5.5 тонн. И тогда Королев обратится к давно известной ему концепции пакета Тихонравова. Идеи Михаила Клавдиевича были им творчески переработаны. Королев знал, что группа Тихонравова испытывает проблемы в создании системы перелива КРТ и реализация пакета ракет затягивается. Поэтому в проекте Р-7 от системы перелива отказались, а вместо этого увеличили размер и заправку центрального блока "А". Поскольку ракетные двигатели центрального блока "А" и боковых блоков Б,В,Г,Д обеспечивают примерно одинаковый расход топлива, то заправка боковых блоков кончается быстрее и они отделяются раньше. Для Р-7 была разработана оригинальная система отделения боковых блоков и стартовая конструкция "тюльпан", которая больше нигде в мировом ракетостроении не применяется. Тогда же, в 1956 году Тихонравов перешел на работу в ОКБ-1 Королева - он стал руководителем знаменитого отдела №9, занимавшегося созданием спутников, пилотируемых кораблей и автоматических межпланетных станций (АМС) под новую ракету.

С.А.Косберг (1903-1965)
Надо заметить, что королевская концепция "пакета без перелива" является компромиссной. После отделения боковых блоков центральный блок А продолжает свой активный участок с полупустыми баками и должен тащить на орбиту их избыточный вес. Отказ от системы перелива КРТ приводит к снижению полезной нагрузки на 10-20%. Но потенциал идей Тихонравова оказался настолько велик, что даже без перелива топлива обеспечил доставку требуемого груза на орбиту - абсолютно рекордного для космонавтики того времени.

На ракету Р-7 поставили верхнюю ступень - блок "Е" Семена Ариевича Косберга, который обеспечил полезную нагрузку в 4.7 тонны на низкой околоземной орбите. При его создании была решена задача запуска ракетного двигателя в полете. Ракета для отработки пилотируемого полета на орбиту была названа "Восток". И сразу же, в 1960 году появился более тяжелый блок "И" с полезной нагрузкой 6.3 тонны! Американцы приблизились к этим показателям только через 5 лет за счет внедрения сложных водородных технологий.

Ракеты-носители Р-7 "Спутник", "Восток" и "Восход"

Прообразом нынешних разгонных блоков стала четвертая ступень с многократным включением - блок "Л" для запуска объектов на высокоэллиптические орбиты и в дальний космос. На блок "Л" был впервые установлен высокоэффективный ракетный двигатель 11Д33 т.н. замкнутой схемы.

Победы советской космонавтики

Инженерная интуиция С.П.Королева выразилась в том, что он выбрал оптимальные технические решения, которые позволили создателям Р-7 выиграть время. В то время как его визави Карел Боссарт делал суперэффективные, но отстающие по срокам реализации ракеты. Недостаточная грузоподъемность "Атласов" затормозила развитие американской космонавтики, заставляя создателей космических аппаратов бороться за каждый килограмм их веса. Впоследствии накопленный опыт им очень пригодился, но в конце 50-x - начале 60-x американцы оказались в шоковой ситуации, когда они проигрывали каждый этап космической гонки - немного, всего примерно год или даже несколько месяцев, но раз за разом. Самая богатая держава мира оказалась отстающей в самой передовой ракетной технике.

Засекреченные советские инженеры оказались в куда более комфортном положении, хотя гонка на износ была и у них. Но это была - победная гонка! Ирония судьбы заключается в том, что тяжеленная боеголовка, ради которой стали создавать пакетную ракету в итоге не потребовалась - ее вес оказался взятым с потолка. И сама межконтинентальная ракета Р-7 получилась крайне непрактичной в военном отношении - ее все-таки поставили на боевое дежурство, но достаточно быстро сняли. От того времени России остался околополярный космодром Плесецк, откуда Р-7 должна была запускаться через Северный полюс в Америку. Сейчас оттуда стартуют ракеты-носители беспилотных космических аппаратов.

Ракета-носитель "Союз-У" по пути на стартовую площадку

Избыточная масса межконтинентальной ракеты P-7 пригодилась для космоса. Королевская ракета обеспечила великолепную серию советских космических побед - запуски АМС к Луне, Венере и Марсу, первые полеты в космос на космическом корабле "Восток", запуск первого многоместного космического корабля "Восход", первый выход человека в космос и многие другие достижения. Р-7 и поныне остается основной космической ракетой цивилизации - разумеется, пройдя через множество этапов технической модернизации. Сейчас она известна как ракета "Союз", которая обеспечивает пилотируемую программу МКС, выведение военных и гражданских спутников в интересах всех стран мира.

В следующей статье цикла мы начнем рассказывать про лунную гонку 60-х годов.

С другими материалами Автомалиновки по освоению космоса можно познакомиться здесь:
Беспилотный космический грузовик от ГРЦ Макеева - проект КОРОНА
Новая Зеландия стала 12-ой космической державой благодаря частной компании
Электромобиль Tesla отправился в полет к Марсу
Исследовательский зонд New Horizons достиг самого дальнего объекта Солнечной системы
Китайцы совершили посадку на обратной стороне Луны
Проект колонии Mars One обанкротился
Самая доступная космическая ракета из Обнинска
Первый автомобиль Toyota на Луне
Солнечный зонд Parker Solar Probe поставил рекорд скорости
Автомобили будущего сегодня и какими они будут: электромобиль-планетоход
Космическая компания OneWeb банкротится из-за коронавируса
Американское прошлое и российское будущее космодрома "Морской старт"


Вы хотите иметь уникальное "Зеркало-бортовой компьютер" на своем авто?

Прямо с нашего сайта Вы можете заказать его! Что это за зеркало?

"Fugicar FC8 зеркало-бортовой компьютер" это супер-функциональный видеорегистратор для записи всего, что происходит на дороге. Обладает объединенной системой камеры и стандартного зеркала заднего вида.

Но это не только видеорегистратор, но еще и небольшой мультимедийный центр! При этом он совершенно не мешает обзору и позволяет удобно внедрить систему видеорегистрации в Ваше авто! Эту уникальную вещь можно

ЗАКАЗАТЬ СЕЙЧАС

Фотографии: wiki public domain etc.
Автор: sergio99
12.04.2020
Подписаться на канал Автомалиновки



Другие статьи на Автомалиновке

 


AMG Acura AeroMobil Alfa Romeo Audi BMW Cadillac Chery Chevrolet Chrysler Citroen DTM Dodge Ferrari Fiat Force India Ford Geely Honda Hyundai Hyundai Santa Fe Infiniti Iveco Jaguar Jeep Kia Lada Land Rover Lexus Lotus Marussia Mazda McLaren Mercedes Mitsubishi Mitsubishi Outlander Nissan Nissan X-Trail Opel Peugeot Pirelli Porsche Range Rover Red Bull Renault Rolls-Royce SEAT Skoda SsangYong Subaru Suzuki Suzuki SX4 Tesla Toro Rosso Toyota UAZ Volkswagen Volkswagen Golf Volvo WEC Williams Абу-Даби Баку Барселона Бахрейн БелДжи ВАЗ Валттери Боттас Виталий Петров Дакар Даниил Квят Даниэль Риккардо Жан-Эрик Вернь Интерлагос КамАЗ Кевин Магнуссен Кими Райкконен Луна Льюис Хэмилтон Малайзия Марко Виттман Мельбурн Мехико Монако Монреаль Монца Нико Росберг Остин Себастьян Буэми Себастьян Феттель Сергей Вязович Серхио Перес Сильверстоун Сингапур Сочи Спа Сузука УАЗ Фелипе Масса Фернандо Алонсо Формула-1 Формула-Е Херес Хоккенхаймринг Хунгароринг Шанхай Шпильберг авто б/у автобус автогонки автодом автопилот авторынок Беларуси автоспорт аэромобиль беспилотник беспилотный автомобиль внедорожник водород вуди гибрид кабриолет концепт космический корабль космос кросс-купе кроссовер купе летающая машина летающий автомобиль летающий мотоцикл луноход маз мотоцикл пикап полезные советы ракета ралли родстер ситикар солнечные батареи спорткар спорткупе суперкар топливные элементы трансляция трансформер шины экология электромобиль


Купить авто


Последние сообщения в форумах
Трубы профильные в Минске
23.10.2020 21:29 Valina
Если вы ищите магазин мужской одежды в минске, то
23.10.2020 20:49 Bashkir
Сейчас все на слуху с этим вирусом и
23.10.2020 19:52 Bpgdan
Я тоже люблю очень часто слушать музыку и поэтому
23.10.2020 19:52 Marryland
Новости о короновирусе
23.10.2020 19:51 Likiy